Он был титулярный советник…

Опубликовано: 2013-06-04

Театр Мастерская П. Фоменко, (Древняя сцена).

Моноспектакль А. Горячева по повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» (1ч30м, без антр.) Создатель: Н.В. Гоголь

Режиссер: Петр Фоменко

Исполняет: Анатолий Горячев

Даты: 08.06 сб, 18.06 вт, 06.07 сб

Рецензия «Афиши»:Публикация 2006 г., апрель, «Театральная афиша»

В спектакле могли произойти конфигурации

Сумасшествие как защита от безумия мира — такой замкнутый круг, в каком есть нынешние Поприщины. Артист Анатолий Горячев, находящийся на сцене в окружении только невидимых партнеров — голосов, лучей света, различных шляп, — равномерно подводит собственного героя к тому ужасному перелому, который ввергнет его в конечном счете в пучину безумия.

Ведь сначала пред нами человек полностью разумный и рассудительный. Он остроумен и ироничен, ну и одет полностью щегольски. Словом, никак не похож на безумного. Таковой, как все, не ужаснее других. И гордится этим. Поэтому без лишнего подобострастия он разговаривает и с директором департамента, и с начальником отделения… Правда, голоса их звучат как будто откуда-то из другого мира, для Поприщина недостижимого, но ведь он пока об этом не подозревает. Как не знает и о том, сколь стремительно незаслуженная обида и грубое унижение всколыхнут и быстро разовьют таившийся в нем комплекс неполноценности. И случайной фразы окажется довольно для того, чтоб в воспаленном мозгу родилась масса внезапных ассоциаций и фантазий, а сладкие грезы о генеральской дочке и сложившейся карьере обернулись духовной заболеванием. И вот уже действительность исчезает, уступая место галлюцинациям: обыкновенные пер-чатки преобразуются в эполеты, наскоро разорванная красная ткань — в шикарную мантию, а стальная спинка кровати — в ворота царской резиденции. Так в конце перед зрителями появляется злосчастный небольшой человек, который может взять реванш за прозаические обиды и несправедливость судьбы, только лишившись рассудка.

Мизансцены П. Фоменко. Живописец С. Морозов. Живописец по костюмчикам М. Данилова.

Марина Гаевская