Российское горе

Опубликовано: 2013-07-02

Театр Школа современной пьесы.

Игра с комедией «Горе от ума» в 2-х действиях (2ч10м) 12+Создатель: А.С. Грибоедов, В. Жук, С. Никитин

Создатель спектакля: Иосиф Райхельгауз

Фамусов: Иван Мамонов

Чацкий: Алексей Гнилицкий

Молчалин: Дмитрий Сотириади

Лиза: Татьяна Циренина

София: Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка

Артисты: Александр Цой, Джульетта Геринг, Павел Дроздов, Николай Голубев, Егор Морозов, А. Храмцова, С. Кузянина

Даты: 07.06 пт

Рецензия «Афиши»:Публикация 2010 г., май, «Театральная афиша»

В спектакле могли произойти конфигурации

Трансформации, производимые с текстами хрестоматийных пьес, сейчас уже данность, как к этому ни относись. Но сущность вопроса в том, что первично для создателей новых версий: на создателя поглядеть либо себя показать? Взор внимательно-уважительный вызывает энтузиазм, экзекуция «с особенной жестокостью» – недоумение и раздражение. В «Школе современной пьесы» склоняются к первому. Не прячась за спасительное «по мотивам» и сходу заявив жанр грядущего действа, зрителей честно предупреждают, что увидят они не «Горе от ума», а «игру с комедией». Уважительно извинившись за свои вольности как в программе, так и в вокально-поэтических отступлениях, театр все таки указывает конкретно традиционную пьесу, основательно приспособленную, отчасти перекомпонованную, но полностью узнаваемую и по сюжету, и по нравам, и по нескончаемым темам. Действие начинается с «подборки» крылатых фраз, актуальность которых пояснений не просит. Ведь как ни крути машину времени, а «Молчалины блаженствуют на свете», постоянно обходя по всем статьям тех, кто «служить бы рад», да «прислуживаться тошно». Захлебываясь в пустословии, «шумят» разнокалиберные деятели, а умным, добросовестным, но одиноким Чацким остается только в отчаянном бессилии орать: «Карету мне, карету!»

В спектакле и карету, и лошадок, и дома, и деревья участники деяния вырезают из слетевших сверху листов бумаги. Потом приросшие в масштабах плоские фигуры преобразуются в основной элемент сценографии, гармонируя с черно-белыми костюмчиками, что никак не ведет к одноцветности нравов. Правда, часть персонажей обозначается только гротескно-комедийными штрихами, а на 1-ый план выходят только главные герои. Всех с искренним азартом и простодушным озорством играют юные актеры, точно следуя избранному жанру, иногда, правда, граничащему с эстетикой студенческого капустника. Музыка Сергея Никитина задает действию шутливо-лирическую тональность. А иронические тексты Вадима Жука, подхватывая известные фразы классика, истолковывают их в рамках современного контекста. Пожалуй, только песенный сюжет про «груз 200», перекликающийся с катастрофической смертью Грибоедова, очевидно выбивается из стилистики жанра. Чацкий же, ставший схожим на собственного создателя, полностью закономерно шагает через время. А открывшийся в конце задник соединяет воединыжды сцену и зал, перебрасывая мостик меж эрами.

Создатель спектакля И. Райхельгауз. Живописец А. Трегубов. Хореография И. Фадеева.

Марина Гаевская