Школа для дураков

Опубликовано: 2013-07-01

Театр Около дома Станиславского, (Сцена La Stalla).

Спектакль в 1 действии (1ч30м) Создатель: С. Соколов

Режиссер-постановщик: Юрий Погребничко

Артисты: Анатолий Егоров, Александр Зотов, Элен Касьяник и другие.

Даты: 07.06 пт 20:00

Рецензия «Афиши»:Как учит нас школа для дураков под заглавием жизнь, прошедшее не проходит. Оно в твоем будущем, небольшой дебил. (Нет, ну если вы уже большой, взрослый и вообщем не из этой школы, тогда пардон. Тогда вам не сюда.)

Все, что было, к для тебя возвратится. Но не всякий чувствует это так остро, как тот «шизик» 14-ти лет, в сути, небольшой гений, от лица которого тридцатилетний Саша Соколов в 1973 году сочинил прославившую его книжку, издав ее три года спустя уже в эмиграции. Герой книжки считается полоумным – его широкий внутренний мир категорически не совпадает с тем убожеством, что снаружи. И мальчишка от одиночества дискутирует сам с собой, «доехав» до мысли, что его – двое: один я – снутри, другой я – снаружи.

Ну двое так двое. Вот они выходят к нам – дылда и пониже, пушистый (Егор Павлов и Наум Швец). Загадочно, издалече, но глаза в глаза, понимающе улыбаются друг дружке. Их герой в спектакле Юрия Погребничко менее безумный, чем другие персонажи. В отличие от книжки все тут положительно великолепны. И папа-прокурор никак не подлец, и мама-интеллигентка в трогательной шляпке вдруг так бережно щебечет. Даже старенькые колдуньи литераторша с завучем, даже редчайший вообще-то кретин директор Перрило с его тапочной системой – все тут по-своему злосчастны, все малость «с приветом». А где же удушающая атмосфера «совка», вытолкнувшая создателя в эмиграцию? О чем вы, столько воды утекло! Прошедшее возвратилось разлитой в воздухе грустной нежностью. В едином времени сомкнулись сиюминутно и вечное, надмирное и бытовое. Сантехник Леонардо пишет картины, а учительница ботаники, потаенная любовь героя, точь-в-точь Джоконда. Погибший географ Норвегов (Сергей Каплунов) как и раньше не оставляет героя дружественным советом, на равных прохаживаясь меж живыми. И небесной красы ученица Роза (что-то у нее с географом было!) под звуки «Давно не бывал я в Донбассе» вдумчиво выходит к Норвегову с розой.

Но как катастрофический авторский конфликт внутреннего с наружным? Он катастрофически отсутствует. Точнее, конфликт вынесен наружу: драматическое напряжение создается меж сценой и залом. Ибо зрителю необходимо усилие, чтоб оторваться от обыденности с ее обычным театром и, подключившись чувственно, стать соучастником этого необычного спектакля.

Постановка Ю. Погребничко. Живописец Н. Бахвалова.

Лена Левинская