История России: Театр в 1921—1932 годах

Опубликовано: 2012-07-24

История России: Театр в 1921—1932 годахИзменения, происходившие в жизни страны, вызывали необходимость перемен и в стилистике театрального искусства. Агитационное упрощенно-плакатное искусство, закономерно возникшее в годы гражданской воины, выполнило свою задачу и изжило себя. Резолюция XII съезда Коммунистической партии «По вопросам пропаганды, печати и агитации» (1923) выдвинула задачу «перехода от митинговой агитации к массовой пропаганде» и использованию театра «для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм».

Развитие действительности обусловило поворот театра к реализму, к углубленному осмыслению человеческих характеров и событий. Этот поворот происходил постепенно, в борьбе и широком соревновании самых различных творческих течений.

Это сказалось и на развитии студий Московского Художественного театра. Выросшие из них крупные театральные коллективы (Московский Художественный театр Второй под руководством М. А. Чехова, Театр имени Евгения Вахтангова, Реалистический театр) значительно отличались друг от друга по своим идейно-художественным направлениям.

Театр Мейерхольда продолжал ставить актуальные, агитационно-политические, сатирические спектакли — «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова (1926 ), «Клоп» (1929 ) и «Баня» (1930 ) Маяковского. Постоянное экспериментирование Мейерхольда, поиски им острых сценических приемов обогащали художественные средства театра, но порой превращались в самоцель, приводили к формализму. В новых условиях «левый театр» оказался неспособным глубоко отразить образы героев революции и социалистического строительства.

Успешно разрабатывали современную тему молодые советские театры, вступившие на путь реализма. В 1925 году Театр имени МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов) показал пьесу В. Н. Билль-Белоцерковского «Шторм», посвященную боевым будням уездного города в годы гражданской войны. Режиссер спектакля Е. О. Любимов-Ланской и исполнители ведущих ролей — А. Н. Андреев (председатель уездного комитета партии), В. В. Ванин (Братишка), А. Г. Крамов (Раевич) с большой силой раскрыли скромный героизм бойцов партии, подлинную романтику их повседневного труда и борьбы.

Гораздо глубже решал новые задачи Театр имени Евг. Вахтангова, возникший из студии Московского Художественного театра. Руководитель студии талантливый советский режиссер Е. Б. Вахтангов поставил в 1922 году яркий, красочный, проникнутый духом бодрости и жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци. В том же году Вахтангов умер. Студия оказалась в трудном положении, так как некоторые ученики Вахтангова попытались канонизировать условно театральные, иронические приемы, подходящие для сказки Гоцци, но чуждые реалистическим пьесам Гоголя или Островского.