История русского театра

Опубликовано: 2011-12-16

История русского театраДля российской культуры новым явлением и открытием стал первый театр, появившейся при дворе в 1672 году. До этих пор театральное действо могло быть разыграно только скоморохами в ярмарочные дни, а зрителем была «толпа». Не унывающий Петрушка, который считался героем народных кукольных представлений во время ярмарочных балаганов. Он позиционировался как защитник угнетенных и слабых, изъяснялся на образном, понятном для народа языке, высмеивал церковные порядки и власть.

Начинается история русского театра с того, что Готфриду Грегори было поручено царем создать театр при дворе, в котором по западному образцу проводились бы представления «для избранных». Пастором была собрана труппа, в которой насчитывалось шестьдесят иностранных граждан, преимущественно немцев. Им было предпринято постановление пьес на исторические и религиозные темы. Специально для представлений возвели Потешный дворец, размещенный в Преображенском дворце. Театром руководить был назначен боярин Матвеев.

Часть спектаклей была поставлена на немецком языке, а актерами были как немцы, так и люди боярина. Зачастую на представлениях присутствовал царь, а также его самое близкое окружение. После того, как в 1676 году умер царь, театр закрыли.

Возобновилась история уже при Петре I, который обратил театр в народный и доступный всем «охотным смотрельщикам». Перевели театры из хором царя на Красную площадь, на которой соорудили особую «комедийную храмину». Желанием Петра было превращение театра в способ выразить победы, но комедианты с немецкими корнями для этого оказались непригодными. В общем, Петр не был доволен репертуаром и требовал пьес, в которых было бы не более 3-х действий, отсутствовали любовные интриги, чрезмерная грусть, излишняя серьезность или веселость. К тому же он предпочитал пьесы на русском, а потому комедианты должны были быть не немцами, а поляками.

Развивалось театральное дело не только в столице, но и в провинциях. При Екатерине I и Петре II редким явлением были дворцовые спектакли. В академиях продолжали ставить школьные драмы, получившие в дальнейшем развитие и сформировавших историю русского драматического театра. Придворные спектакли, увеселения и маскарады возобновились при Анне Иоанновне. Содержание пьес преимущественно стало комическим.

Кроме того, началось движение к созданию постоянного театра и соответствующих помещений. Дворцовые спектакли часто проходили с участием знати. В это же время был создан проект театрального училища. С царствованием Елизаветы Петровны начинается история крупнейших русских театров, так как именно в этот период очень возросло и окрепло театральное и музыкальное дело. Петербург стал сосредоточением изобилия всяческих зрелищ.

Теги: , ,