Как начиналась история русского театра?

Опубликовано: 2011-01-02

Как начиналась история русского театра?Вполне естественным в истории русского театра является тот факт, что русский профессиональный театр формировался в процессе становления русской нации и русской национальной культуры. Также именно в этот период, а если точнее, то в конце 17 столетия появилась русская драматургия.

При появлении самодержавного абсолютизма сформировалась новая многосторонняя придворная культура, а также и придворная эстетика, которая отражала эстетику абсолютизма. Проявлением этого уникального процесса стало появление и становление профессионального во всех отношениях театра. Тогда же появилась и литературная драма высокого художественного уровня.

В этом бурном творческом процессе наиактивнейшее участие принимали представители простых сословий – обычные служащие Печатного и Посольского дворов, которые на тот момент оказались своеобразными культурными центрами Москвы и выдвигали одну идею вслед за другой.

Ситуация сложилась просто уникальная хотя бы по той причине, что до 17 столетия в России вообще не было никакой потребности в театре, как в самостоятельном виде искусства. Было ли мыслимо такое во времена Ивана Грозного? Постоянный интерес в народе к зрелищам, а иногда и потребность в них, можно было удовлетворить при помощи театральности, которая была органичной составляющей народных обрядов, календарных празднеств, разыгрывания хороводов, которые сопровождались песнопениями.

Исследуя историю развития русского театра, мы увидим, как театрализация проникла даже в исполнение лирических и обрядовых песен. Не обходилось без элементов театральности в сказках и былинах: искусство скоморохов постоянно находило новые и яркие образы. Русский театр 18 века резко отличался от скоморошеских представлений систематичностью, в которой также было место импровизации.

Элементы зрелищности, которая присуща театру, также вошли в церковную службу. Самые сложные по своему смыслу и значению действа в литургии вплотную приблизились своей яркостью и зрелищностью к театральным представлениям.

Церковным духовенством театрализация литургий использовалась не только для того, чтобы всячески воздействовать на восприятие человека во время церковной службы. В «Хождении на осляти» и «Пешном действе» было заметно прославление единства как церковной, так и государственной властей. Причем в этом прославлении сильный акцент делался на прославлении именно церковной власти.

Теги: , ,