Кукольные и крепостные театры в России

Опубликовано: 2012-07-12

Кукольные и крепостные театры в РоссииК середине XVIII в. широкое распространение получил кукольный театр, названный театром Петрушки. Петрушка — это ручная кукла с большим, крючковатым носом, широким, смеющимся ртом, с горбом. Одет был Петрушка в красную рубаху и колпак с кисточкой или бубенчиком. Куклу держал в руке актер, находившийся за ширмой. Другой актер играл на гуслях или гудке, принимал участие в диалоге, подменял своего товарища. Кукольник иногда пользовался специальным приспособлением «пищиком», тогда голос его был громким и металлически резким, слышным на далекое расстояние.

Пьеса, которую исполнял Петрушка, состояла из юмористических сценок и сатирических диалогов. Вот Петрушка покупает у цыгана-барышника старую беззубую клячу и бьет продавца дубиной или разговаривает с капралом, который хочет «забрить» его в солдаты, и тоже награждает побоями. Иногда Петрушка представлял молодого деревенского парня, пришедшего в город на заработки. Он поддался городским соблазнам, начал пить, гулять, безобразничать. В заключение черт либо собака утаскивали Петрушку за нос.

В конце XVII в. в России появились первые крепостные театры. Через сто лет — в конце XVIII — начале XIX в. их насчитывалось уже свыше 170. Вначале крепостной театр обслуживал небольшое число «избранной» публики, позднее, став общедоступным, он открыл свои двери для широких слоев народа и приносил своим владельцам подчас немалые доходы. Но многие крепостные усадебные театры так и остались на уровне барского развлечения, однако были театры весьма совершенные, в которых с глубоким знанием дела исполнялись сложные спектакли.

Развитие крепостного театра в России тесным образом было связано с движением общественной мысли. Значительное влияние на духовную жизнь общества этой поры оказали такие политические события, как крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева и Великая французская революция 1789-1794гг.

Было несколько разновидностей крепостного театра: театр домашний, рассчитанный на узкий круг близких помещику людей; театр помещичий коммерческий; театр, попавший в результате разорения помещика в руки предпринимателей — коммерсантов из купцов, разночинцев или зажиточных, предприимчивых крестьян.

В большинстве крепостных театров в XIII в. был оперно-балетный репертуар. Театры некоторых богатых помещиков отличались вызывающей роскошью своих постановок, ничуть не уступая по уровню исполнения и оформления придворным театрам. Постановки мелких усадебных театров были скромными, но тоже преследовали в основном развлекательные цели. Во многих помещичьих усадьбах существовали школы крепостных актеров; отдельным музыкантам удавалось получить образование за границей.