Популярность комической оперы в России

Опубликовано: 2010-10-26

Популярность комической оперы в РоссииВо второй половине XVIII в. популярным театральным жанром стала комическая опера. Драматург Н. П. Николев в «Объяснении» к опере «Розана и Любим» писал, что комическая опера — это «Драма с голосами, комедия с песнями, пастушья драма с музыкой». Чаще всего она изображала любящих молодых людей, которым грозит разлука, вызванная их социальным неравенством либо какими другими обстоятельствами. В некоторых произведениях этого жанра основу сюжета составляло любовное соперничество между барином и крестьянином. В комическую оперу включались монологи и диалоги, обличающие пристрастие дворян к иноземному, злых приказчиков, подьячих, песни, выражавшие душевное состояние персонажей, и т. п.

В опере-водевиле в отличие от водевиля (вид комедии с песнями, куплетами, романсами, и танцами), в котором музыка играла подчиненную роль, ограничиваясь несколькими вставными куплетами, имелась стройная музыкальная форма. Начиналась опера-водевиль довольно большой увертюрой, затем следовали вперемежку с диалогом вокальные куплеты, местами сменявшиеся так называемыми «ложными куплетами». В операх-водевилях, состоящих из нескольких действий, каждое действие начиналось музыкальным антрактом, заканчивалось произведение «водевилем» — финальным куплетом всех участников спектакля. Авторами лучших опер-водевилей были композиторы Верстовский, Алябьев, Шольц и Маурер.