«Потешная палата» и русский театр

Опубликовано: 2010-11-27

«Потешная палата» и русский театрНа стыке 16 и 17 столетий, в эпоху, когда Россией правили Борис Годунов и Василий Шуйский, при царском дворе была организована «Потешная палата». Для истории возникновения русского театра это было знаковым событием.

В период царствования на престоле Михаила Романова, было построено первое в России здание, предназначением которого было – показ и просмотр театрализованных действий.

Речь идет о «Потешных хоромах», в состав которые входили «Потешные хоромы», которые на тот момент являлись особым ведомством, объединявшее всех артистов и лиц, которые были ответственны за организацию увеселительных мероприятий в царских хоромах. Штат этих придворных артистов был весьма широким и состоял как из русских скоморохов, так и заграничных трюкачей и комедиантов.

В середине 17 столетия был издан царский указ, согласно которому начались гонения на скоморохов, и вводился запрет на народные увеселения – хороводы, игрища, песни и так далее. Вполне понятными становятся причины, из-за которых прекратила свое существование «Потешная палата».

Развитие русского театра предполагало и предполагает движение вперед. Скоморохи, дарившие свое искусство людям, были фактически, носителями древнейших форм театрального творчества. Однако, уже в конце первой половины 17 столетия, мастерство скоморохов перестало отвечать культурным запросам феодально-дворянской верхушки. В довольно быстрые сроки скоморошество из-за несоответствия быстро меняющимся эстетическим стандартам, стало выражать мировоззрение лишь самых низких социальных слоев.

Этому были свои причины – знать начала получать европейское образование, знакомиться с лучшими образцами западноевропейской культуры, в результате чего планка культурных и эстетических запросов поднялась существенно. Таким образом, необразованные скоморохи просто не в состоянии были соответствовать тем высоким стандартам, которые стали предъявляться к искусству и досугу в целом.

Но, тем не менее, справедливости ради следует признать ту важную роль, которую играло скоморошество на заре русского театра.

Теги: , ,