Русский кукольный театр в 17-18 веках

Опубликовано: 2012-07-04

Русский кукольный театр в 17-18 веках17 век Россия начала с Великой Смуты. Современники иностранцы именовали ее «Московской трагедией». За смутное время Россия перенесла острый кризис: идеологический, политический и экономический. Во времена смуты начались ранее невиданные по масштабу и числу народные бунты.

Кроме массовых бунтов, мятежей и восстаний, было множество локальных городских и крестьянских бунтов, сотни выступлений, направленных на борьбу с никонианством, которые отразили кризис православия. Перелом в сознании народа создал новое отношение к системе власти. Она стала ярмом. Как результат критического отношения возникла сатирическая литература, в которой не только отражалось массовое настроение, но и распространялись лубочные листки и анекдоты.

Произведения в сатирической форме разоблачали и высмеивали общественные порядки. Сатира стала проявлением недовольства социума тем положением, которое было в государстве, а потому ее нельзя рассматривать лишь как культурное явление.

С семнадцатого века начинает свою историю русский кукольный театр, представления которого пользовались успехом у простого люда, а у властей вызывало неприятие. Исходя из того, что спектакли были в программе игр скоморохов, то их продолжительность была не большой и охватывала одну или несколько сцен. Характер и тип представлений русского кукольного театра относился к комедийному жанру, а главный персонаж «Петрушка» мог носить иное имя, да и сюжетная цепь композиционно и содержательно могла быть иной.

Кукольники придерживались игры в импровизационном стиле и с помощью кукол могли представить собственные «шалости». Основа импровизации состояла из элементарного сюжета.

В последствии под влиянием культурных и социально-исторических перемен сюжет претерпевал видоизменения и совершенствовался, а сюжетная цепочка получила вариативный комедийный ряд. Перемены произошли и с главным героем.

Изменения в характере героя русского национального театра кукольной комедии происходило в соответствии с процессом изменения в состоянии народа, условий его жизни и нравственных идеалов. На протяжении 3-х веков кукольные представления являлись сатирическими и проявляли народный социальный протест, направленный против угнетения.

Русский комедийный кукольный театр стал не только местом первых спектаклей, но и подготовил аудиторию зрителей к восприятию театрального искусства, а кроме того, он стал основой профессионального кукольного театра.

Теги: , ,