Русский народный театр: провинциальный и крепостной

Опубликовано: 2012-12-19

Русский народный театр: провинциальный и крепостнойВторая половина 18 века не только возник первый русский театр, но и получили развитие крепостные и провинциальные театры. Создавали провинциальные театры и в крупных городах и в маленьких городках. В них ставились преимущественно отечественные произведения, а предпочтение отдавалось комедийному жанру. Такой театр способствовал превращению актерского искусства в профессию. Среди провинциальных актеров, имеющих дар к сценической игре, особое место принадлежит М.С.Щепкину.

Среди русских народных театров возникают крепостные, которые изначально были открыты только в столице, а затем получили широкое распространение в провинции. Этому способствовала правительственная политика, направленная на усиление значения дворянских властей на местах и активизации культурной и общественной жизни провинциальных дворян. Петровский театр, расположенный в Москве и крепостные театры широко распространились и к концу 18 века, их насчитывалось около пятнадцати.

Что касается Петербурга, то история возникновения русского театра сопровождается двадцатью пятью крепостными театрами. Кроме того, многие дворяне имели домашние театры с «живыми картинами» и балетом. Вместе с тем, важно отметить, что крепостные театры не были однородными. Некоторые из них были в богатейших усадьбах-дворцах и представляли собой органическую часть великолепного ансамбля. Ложи и зал роскошно украшались, а росписью потолков занимались знаменитые художники. В этом плане помещики вели соревнования с дворцовыми театрами.

Городские театры для помещиков становились источником дохода и в отличие от тех, что были при усадьбах, имели платный вход. Спектакли в театрах проходили регулярно, либо шли в период ярмарок. Крепостные публичные театры в большинстве своем в дальнейшем стали стандартными городскими театрами, и попали в руки к провинциальным антрепренерам.

В городских театрах не было пышности и роскоши в театральных костюмах и декорациях, но они отличались вместительностью и увеличивали доход, получаемый помещиком. Порой небольшие помещики организовывали комедию, приуроченную именинам или иному празднеству. В качестве режиссера был хозяин либо его супруга, которые до этого два-три раза видеи столичные спектакли.

Скотницы, повара, птичницы, кружевницы по их велению на день превращались в актеров. Рядом с пьесой хозяин клал плеть, которой наказывал тех, кто не понимал, как играть. В некоторых городских и приусадебных театрах репертуар являлся оперно-балетным. При театрах открывали школы танцев и пения. В них учили лучшие учителя-иностранцы, которые знали методику преподавания. Отбирались крепостные с детских лет, их содержали в строгости и в отрыве от семьи.

Теги: , ,