Театр в период победы социализма в СССР

Опубликовано: 2010-06-28

Театр в период победы социализма в СССРТесная связь советского театра с жизнью страны, с жизнью народа определяла пути его развития. В свободном соревновании различных направлений и течений побеждал реализм, обогащенный идеологией марксизма-ленинизма и служащий задачам идейно-политического воспитания трудящихся.

Как и в области литературы, постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» устранило многие препятствия, стоявшие перед советским театральным искусством.

Был положен конец отрицательному, вульгарно-социологическому влиянию РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) и созданы необходимые условия для объединения всех деятелей искусства, «поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве». В истории советского театра открылся новый период — период утверждения социалистического реализма как основного метода в творчестве режиссеров, актеров, художников.

Важным фактором в подъеме театрального искусства на высший этап было широкое обращение к системе К. С. Станиславского. Однако при этом наблюдались и некоторые отрицательные тенденции — стремление к нивелировке театров, подравниванию их под МХАТ, факты грубого администрирования. Эти тенденции тормозили поступательное движение театра, но они не могли остановить его. Вооруженные методом социалистического реализма, режиссеры и актеры в тесном содружестве с драматургами создавали волнующие спектакли о жизни советского общества, о советском человеке.

Московский Художественный академический театр показал «Платона Кречета» А. Е. Корнейчука (режиссер И. Я. Судаков), «Землю» Н. Е. Вирты (режиссеры Л. М. Леонидов, Н. М. Горчаков); Малый театр — «Скутаревского» Л. М. Леонова (режиссер Л. А. Волков), «Славу» В. М. Гусева (режиссер К. П. Хохлов); Театр имени Евг. Вахтангова — «Далекое» А. Н. Афиногенова; Театр Революции — «Таню» А. Н. Арбузова (режиссер А. М. Лобанов). Своеобразные темпераментные спектакли — «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Аристократы» Н. Ф. Погодина — поставил на сцене Реалистического театра Н. П. Охлопков.

Выступавшие в этих спектаклях Б. Г. Добронравов, Б. В. Щукин, А. Н. Грибов, М. И. Бабанова и другие замечательные актеры развернули перед зрителем многогранные, обаятельные, психологически насыщенные образы советских героев — мыслящих, активно борющихся за свои высокие идеалы.

Жизненно правдивые, метко индивидуализированные, эти образы органически соединили в себе неповторимые черты характера данного человека с глубоким раскрытием его социальной типической сущности.