Театр в России: 19 век

Опубликовано: 2010-06-12

Театр в России: 19 векВ начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «Министерством двора Его Императорского Величества». В эту сеть вошли три петербургских театра: Александринский, Мариинский и Михайловский, — и два московских: Большой и Малый. В октябре 1824 года в бывшем доме купца Василия Варгина на Петровской (ныне Театральной) площади открывается Императорский театр. В январе 1825 года на той же площади после пожара 1812 года был реконструирован и другой театр, который из-за его размеров стали именовать Большим (до этого он назывался Петровским), а первый театр стали именовать Малым. Вначале театры имели общую труппу и представляли вниманию публики оперные, балетные и драматические спектакли. Но постепенно Малый стал специализироваться на драматических постановках, а Большой — на опере и балете.

Большой театр — крупнейший музыкальный театр России — был открыт 28 марта 1776 года. После пожара 1812 года был восстановлен архитектором О.И. Бове. Им же был разработан и проект Театральной площади. Большой театр — один из ярких образцов стиля ампир в Москве. Монументальное кубическое здание с гладкими стенами обращено в сторону площади колоннадой портика, над треугольным фронтоном установлена квадрига Аполлона. В 1853 году это здание сгорело и было реконструировано с изменениями архитектором А.К. Кавосом.

Кроме Императорских театров в России к тому времени образовалось множество провинциальных театров, которые находились в ведении губернаторов или городских чиновников. В Москве и Петербурге Императорские театры образовали монополию.

Во второй половине XIX века новые театры появляются и в других городах России, а к концу столетия не было ни одного губернского города, не имевшего театра.

С появлением пьес А.Н. Островского и И.С. Тургенева для русского театра начался период реализма. Актерское искусство изменилось вместе с драматургией. Оно стало более жизненным, правдивым, реальным. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык, новые герои; купцы, чиновники, мещане. А.Н. Островский стал постоянным автором Малого театра. В его пьесах актеры театра блистали на протяжении всех последующих десятилетий.

Репертуар театров в течение всего XIX столетия зависел от вкусов актеров и антрепренеров, от предпочтений меценатов и переводчиков зарубежных пьес. Влияние режиссера было невелико, и его задачи сводились к «надзору за труппой». В режиссеры шли актеры, как правило, не очень талантливые.

В начале XIX века прославились трагики Алексей Яковлев, Екатерина Семенова. Публика восхищалась Павлом Мочаловым, Марией Ермоловой. Русские артисты Михаил Щепкин, Василий Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды.

В спектаклях западноевропейских драматургов русских актеров по привычке сравнивали с французскими, но часто уже не в пользу последних.